On the issues of persons missing as a result of armed conflict, please call: +38 095-656-80-70
лого
Разъяснения основных терминов и понятий установленному размеру пошлины по уплате сбора и порядок освобожденияот его уплаты, установленных согласно Закона ДНР «О судебном сборе»

Уважаемые граждане Донецкой Народной Республики,с целью правового ликбеза, Аппарат Уполномоченного по правам человека в Донецкой Народной Республике предоставляет вам разъяснения основных терминов, понятий, установленному размеру пошлины по уплате сбора и порядок освобожденияот его уплаты, установленных согласно Закона Донецкой Народной Республики от 20 марта 2015 года № 26-IHC «О судебном сборе» и внесенными в него изменениями и дополнениями.

Судебный сбор – под судебным сбором понимается, установленный законом денежный сбор, взимаемый в наличной или безналичной форме и подлежащийуплате при обращении в суд с исковым заявлением, заявлением, жалобой, а также взыскиваемый судами по результатам рассмотрения дел, за выдачусудами документов.

Плательщик судебного сбора – плательщиком судебного сбора являются физические лица, лица без гражданства, предприятия, учреждения, организации, иные юридическиелица (в том числе иностранные), государственные органы, органы местногосамоуправления, иные органы, должностные лица, организации, не имеющие статуса юридического лица, а также физические лица-предприниматели.

 

Согласно ст.4 вышеуказанного закона с принятыми изменениями и дополнениями:

По делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Донецкой Народной Республики, судебный сбор уплачивается в следующих размерах:

1) при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, – 2 процента от цены иска, но не менее 400 рублей и не более 6000 рублей;

2) при подаче заявления о вынесении судебного приказа – 50 процентов ставки судебного сбора, подлежащей оплате при подаче искового заявления имущественного характера;

3) при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера:

а) физическими лицами – 400 рублей;

б) физическими лицами-предпринимателями – 600 рублей;

в) юридическими лицами и организациями, не имеющими статуса юридического лица, – 2000 рублей;

4) по делам о взыскании алиментов – 2 процента от совокупного платежа за год, но не менее 200 рублей, а в случае если судом выносится решение о взыскании алиментов, как на содержание детей, так и на содержание истца, размер судебного сбора увеличивается в два раза;

5) при подаче искового заявления о расторжении брака – 400 рублей;

6) при подаче искового заявления о взыскании морального вреда – 400 рублей;

7) при подаче исковых заявлений о защите чести и достоинства физического лица и деловой репутации физического или юридического лица, а именно:

а) исковые заявления о возмещении морального вреда с ценой иска до 10000 рублей – 5 процентов от цены иска, но не менее 400 рублей;

б) исковые заявления о возмещении морального вреда с ценой иска от 10000 рублей до 40000 рублей – 7 процентов от цены иска;

в) исковые заявления о возмещении морального вреда с ценой иска от 40000 рублей – 10 процентов от цены иска, но не более 6000 рублей;

8) при подаче искового или иного заявления в спорах, возникающих из административных или иных публичных правоотношений, – 200 рублей;

9) при подаче искового заявления к органам государственной власти, органам местного самоуправления, контролирующим, правоохранительным или иным органам, их должностным лицам об обжаловании решений, содержащих обязательство уплатить денежную сумму, – 2 процента от цены иска, но не менее 400 рублей и не более 6000 рублей;

10) при подаче заявления по делам особого производства – 400 рублей;

11) при подаче заявления (ходатайства) о признании и принудительном исполнении решения иностранного суда – 400 рублей;

12) при подаче заявления об обеспечении доказательств – 200 рублей;

13) при подаче заявления об обеспечении иска – 400 рублей;

14) при подаче кассационных жалоб на судебные решения, заявлений о пересмотре судебного решения по вновь открывшимся обстоятельствам, на вступившие в законную силу решения по спорам неимущественного характера – 50 процентов от ставки судебного сбора, подлежащей уплате при подаче искового заявления, а по спорам имущественного характера – 50 процентов от ставки, исчисленной исходя из оспариваемой суммы;

15) при подаче, в установленных законом случаях, кассационной жалобы на определение суда – 200 рублей;

16) за повторную выдачу копий судебных решений, а также копий других документов материалов дела, выдаваемых судом по ходатайству сторон и иных участников судебного процесса, за изготовление копии протокола судебного заседания, за выдачу дубликатов документов – для физических лиц – 6 рублей за каждый лист текста (дела), для юридических лиц (физических лиц-предпринимателей) – 10 рублей за каждый лист текста (дела);

17) за изготовление и выдачу копии цифровой аудиозаписи судебного заседания – 60 рублей за один диск.

  1. По делам, рассматриваемым в арбитражных судах в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством Донецкой Народной Республики, судебный сбор уплачивается в следующих размерах:

1) при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке:

а) физическими лицами – 2 процента от цены иска, но не менее 400 рублей и не более 6000 рублей;

б) физическими лицами-предпринимателями – 2 процента от цены иска, но не менее 600 рублей и не более 10000 рублей;

в) юридическими лицами и организациями, не имеющими статуса юридического лица, – 3 процента от цены иска, но не менее 1000 рублей и не более 50000 рублей;

2) при подаче искового заявления неимущественного характера – 400 рублей;

3) при подаче искового заявления о взыскании морального вреда – 5 процентов от цены иска, но не менее 1000 рублей и не более 6000 рублей;

4) при подаче искового или иного заявления в спорах, возникающих из административных или иных публичных правоотношений – 400 рублей;

5) при подаче искового заявления к органам государственной власти, органам местного самоуправления, контролирующим, правоохранительным или иным органам об обжаловании решений, содержащих обязательство уплатить денежную сумму – 3 процента от цены иска, но не менее 600 рублей и не более 10000 рублей;

6) при подаче заявления об установлении фактов, имеющих юридическое значение – 1000 рублей;

Согласно ст. 5. Закон Донецкой Народной Республики от 20 марта 2015 года № 26-IHC «О судебном сборе», с внесенными изменениями и дополнениями:

а) в пункте 16 части 1 слово «Юстиции» заменить словом «юстиции»;

б) дополнить часть 2 пунктом 101 следующего содержания:

«101) Фонд государственного имущества Донецкой Народной Республики по делам, связанным с вопросами, касающимися реализации исполнительных функций и полномочий, отнесенных к его ведению, в том числе по защите имущественных прав и интересов Донецкой Народной Республики, а также государственных исполнительных функций и полномочий, делегированных в порядке, установленном законодательством Донецкой Народной Республики;»;

 

Льготы по оплате судебного сбора:

 

  1. Плательщики не уплачивают судебный сбор в случаях подачи:

1) заявления о восстановлении пропущенных процессуальных сроков;

2) заявления об отсрочке или рассрочке исполнения судебного решения;

3) заявления об изменении способа или порядка исполнения судебного

решения;

4) заявления о повороте исполнения судебного решения;

5) заявления об исправлении описки, опечатки или явных

арифметических ошибок в судебном решении;

6) заявления о вынесении дополнительного судебного решения;

7) заявления о разъяснении судебного решения;

8) заявления о предоставлении лицу психиатрической помощи в

принудительном порядке, о принудительной госпитализации в

противотуберкулезное учреждение, а также о продлении либо прекращении

принудительной госпитализации;

9) заявления об отмене судебного приказа;

10)заявления о расторжении брака с лицом, признанным в

установленном законом порядке безвестно отсутствующим или

недееспособным, или с лицом, осужденным к лишению свободы на срок не

менее трех лет;

11)заявления об установлении факта увечья, если это необходимо для

назначения пенсии или получения пособия по общеобязательному

государственному социальному страхованию;

12)заявления о признании лица умершим, пропавшего без вести при

обстоятельствах, угрожавших ему смертью или дающих основания считать

его погибшим от определенного несчастного случая в результате

чрезвычайных ситуаций техногенного и (или) природного характера;

13)заявления об ограничении гражданской дееспособности физического

лица, признания физического лица недееспособным и возобновлении

гражданской дееспособности физического лица;

14)заявления о предоставлении несовершеннолетнему лицу полной

гражданской дееспособности;

15)искового заявления о возмещении вреда, причиненного лицу

незаконными решениями, действиями или бездействием органа

государственной власти, или органа местного самоуправления, их

должностным или служебным лицом, а так же незаконными решениями,

действиями или бездеятельностью органов дознания, досудебного следствия,

прокуратуры или суда;

16)заявления о защите прав малолетних или несовершеннолетних лиц в

случае, если представительство их интересов в суде в соответствии с законом

или международным договором, осуществляют Министерство Юстиции

Донецкой Народной Республики или органы опеки и попечительства или

службы по делам детей.

 

  1. Освобождаются от уплаты судебного сбора:

1) истцы – по искам о взыскании сумм оплаты труда и другим исковым

требованиям, связанным с трудовыми правоотношениями;

2) истцы – по искам о взыскании алиментов;

3) истцы – по искам о возмещении вреда, причиненного увечьем или

иным повреждением здоровья, а также смертью кормильца;

4) истцы – по искам лиц, страдающим психическими расстройствами, и

их представителей о рассмотрении вопросов защиты прав и законных

интересов лиц во время оказания им психиатрической помощи;

5) физические лица – при подаче в суд заявлений об усыновлении и

(или) удочерении ребенка;

6) истцы – лица, отнесенные к 1 и 2 категории, пострадавших вследствие

Чернобыльской катастрофы;

7) стороны – инвалиды Великой Отечественной войны и семьи воинов

(партизан), погибших или пропавших без вести и приравненные к ним в

установленном порядке лица;

8) стороны – лица, ставшие инвалидами и получившие ранения при

защите Донецкой Народной Республики и при исполнении служебных

обязанностей в Донецкой Народной Республике, а в случае их гибели – члены

их семей;

9) инвалиды I и ІІ группы, законные представители детей-инвалидов;

10) Пенсионный фонд Донецкой Народной Республики и его органы,

органы социального страхования, труда и социальной защиты, социального

обеспечения населения Донецкой Народной Республики;

11) контролирующие органы Донецкой Народной Республики

(налоговые, таможенные и другие органы) в случаях, установленных

законами;

12) истцы – по искам о возмещении материального ущерба и (или)

морального вреда, причиненного преступлением;

13) истцы – по искам о возмещении ущерба, причиненного незаконными

решениями, действиями или бездействиями органом дознания,

предварительного (досудебного) следствия, прокуратуры или суда;

14) истцы – за подачу исков реабилитированными гражданами по

спорам, связанным с выплатой компенсации, возвращением имущества, или

за подачу исков по спорам, связанным с возмещением его стоимости

15) истцы – за подачу исков об уточнении списка избирателей;

16) стороны – государственные учреждения и организации по делам о

возмещении ущерба и защите интересов государства;

17) органы прокуратуры при осуществлении своих полномочий;

18) органы государственной исполнительной службы;

19) стороны по делу – общественные организации инвалидов, их

учреждения, предприятия и объединения;

20) юридические и физические лица – за выдачу им документов по

уголовным делам и делам о взыскании алиментов;

21) истцы – по искам о защите прав потребителей.

  1. Законодательством Донецкой Народной Республики могут быть

предусмотрены и другие случаи освобождения от уплаты судебного сбора.

Об утверждении Порядка предоставления материальной помощи в денежном выражении отдельным категориям граждан Донецкой Народной Республики от 09.12.2016

С 09.12.2016 вступило в силу Распоряжение Главы Донецкой Народной Республики от 09.12.2016 № 211 «Об утверждении Порядка предоставления материальной помощи в денежном выражении отдельным категориям граждан Донецкой Народной Республики».

Право на материальную помощь в денежном выражении, имеют следующие категории граждан:

  • лица, достигшие пенсионного возраста (мужчины – 60 лет, женщины – 55 лет), не имеющие права на пенсию, и инвалиды, которые не получают пенсию и состоят учете в управлениях труда и социальной защиты населения;
  • пенсионеры, получающие пенсию в минимальном размере на основании сведений Пенсионного фонда Донецкой Народной Республики;
  • семьи, имеющие на иждивении трех и более детей в возрасте до 18 лет (учащихся на дневной форме обучения – до 23 лет, и не имеющих собственных семей);
  • лица, оказавшиеся в тяжелой жизненной ситуации:
  • лица, жилье которых пострадало в результате проведения боевых действий и не подлежит восстановлению/требует капитального ремонта и на момент обращения не восстановлено;
  • перемещенные лица;
  • семьи погибших (умерших) защитников Донецкой Народной Республики;
  • лица, получившие ранение в результате проведения боевых действий на территории Донецкой Народной Республики.

В состав семьи включаются: муж, жена, родные и усыновленные дети в возрасте до 18 лет (учащиеся на дневной форме обучения в возрасте до 23 лет и не имеющие собственных семей).

В состав семьи не включаются лица, которые пребывают на полном государственном содержании.

Предельный размер среднемесячного совокупного дохода семьи за предыдущие шесть месяцев на каждого члена семьи не должен превышать 5200,00 российских рублей.

Размер материальной помощи составляет 1500 российских рублей на семью заявителя (если заявитель одинокий – на заявителя).

Материальная помощь назначается один раз в три месяца с момента обращения.

Выплата денежной помощи осуществляется в кассах Центрального Республиканского Банка Донецкой Народной Республики и ГП «Почта Донбасса».

Clarification from the Ombudsman’s Office in response to the changes introduced by ECHR for the procedure of submitting applications

The Ombudsman’s Office informs you regarding the following:

For the purposes of legal education in the field of human and civil rights and freedoms, forms and methods for their protection, as well as raising the legal culture of the population, the Office of the Human Rights Ombudsman in the Donetsk People’s Republic informs about the changes in legislation in connection with the introduction of the Law of Ukraine on the ratification of protocols.

On October 30, 2017, President of Ukraine Petro Poroshenko signed the Law on Ratification of Protocols No. 15 and No.16 to the European Convention on Human Rights and Fundamental Freedoms of 1950. By signing this law, Ukraine, represented by its officials, expressed its consent to bring about a number of changes to the Convention.

One of the innovations is the reduction of the period for filing an application with the European Court of Human Rights. In accordance with Part 1 of Article 35 of the Convention, the ECHR may take a case to consideration only after national legal remedies have been exhausted, as provided for by the generally recognized norms of international law. Earlier, the application was to be filed within six months from the date of the final decision on the case by national judicial authorities. After the Protocol No. 15 has been adopted, the above-mentioned period has been reduced to four months.

Guided by the above, we would like to draw the attention of citizens who want to apply to the ECHR to protect their rights and legitimate interests to the changes now in force, because there is much less time now for the preparation of the relevant documents and for filing a complaint.

Clearly, the provision of the Protocol regarding the reduction of the period of a complaint submission to the ECHR will affect the quality of the applicants’ preparation. Legal position of the claimant, stated in the statement of claim, must be grounded, reasoned and supported by evidences, which requires a lot of time. Subsequently, the number of citizens who intend to apply to the ECHR will decrease by several times because the new four-month period for applying to the ECHR is insufficient.

Another change, according to Protocol No. 15, deals with assigning the jurisdiction in the consideration of the case in favor of the Grand Chamber.

In accordance with Article 30 of the Convention, if a case pending before the Chamber touches upon the issue of interpretation of provisions of the Convention or the Protocols thereto, or if the decision of the issue may contradict an earlier judgment of the ECHR, the Chamber (consisting of seven judges) can relinquish jurisdiction in favour of the Grand Chamber (consisting of seventeen judges), if neither side objects to it.

Earlier, the referral of the case to the Grand Chamber was carried out only upon mutual consent of the parties to the trial, but upon amendments introduced by Protocol No. 15, the relinquishment of jurisdiction does not require the consent of the plaintiff and the respondent and is left at the discretion of the judges of the Chamber, which restricts the rights of the parties to the expression of their will in this matter.

Protocol No. 16 to the Convention regulates the right of Supreme Courts and Tribunals of the High Contracting Party (Ukraine) to request advisory opinions from the ECHR on the principles concerning the interpretation or application of the rights and freedoms guaranteed by the Convention and the Protocols thereto.

Part 2 of Article 1 of Protocol No. 16 specifies that a court or tribunal requesting an advisory opinion may request that such an opinion be rendered only in the context of the case under consideration.

In addition, this request must be reasoned and include all the necessary information, namely, legal and factual circumstances of the case under consideration. It is also reported that a board of five members of the Grand Chamber is formed to decide whether to grant or dismiss the request for an advisory opinion.

It should be noted that the amendments allow the national courts of Ukraine apply to the ECHR for obtaining a reasoned explanation based on the knowledge and long-term experience of the judges of the international judicial institution in case of controversial issues in a particular case.

An advisory opinion is of an explanatory nature and is not binding. Therefore, it is on the court to decide whether to use this opinion or not.

In our view, the ratified Protocol will affect the quality of the work of the national courts of Ukraine that regards fair trial.

Print Friendly, PDF & Email
Яндекс.Метрика